[Дом] [История] [Новости] [Технологии] [АТБ] [УВД] [Аэропорт] [Авиакомпании] [Контакты]

Краткая историческая справка

ООО «Научно-техническая фирма Авиатранспортные Компьютерные Системы» (НТФ АвиаКС) было создано сотрудниками ЦНИИ АСУ ГА, РКИИГА и Академии ГА в Риге в 1989г. с целью активизации процесса разработки и внедрения новых информационных технологий (ИТ) в производственных структурах ГА (аэропорты, летные отряды, АТБ, и т.д.). Существовавшая в то время практика заставляла центральные институты ГА основное внимание уделять автоматизации уровней министерства и управлений и в меньшей мере уровню предприятий. При существующем в то время подходе к финансированию данных работ (включении в пятилетний план), средним и небольшим авиапредприятиям (АП) практически нельзя было попасть в запланированный перечень.

Подход к внедрению информационных технологий, который предложила «НТФ АвиаКС», принципиально отличался от господствующего в то время автономно-функционального подхода, когда, например, для автоматизированной системы управления АТБ разрабатывались отдельно задачи, связанные с расписанием движения ВС, суточным планом полетов, материального учета и т.д. Вследствие того, что авиатранспортное производство является единым процессом, «НТФ АвиаКС» при разработке информационных технологий для отдельных функциональных звеньев закладывало основу для последующей комплексной автоматизации авиапредприятия. Этому способствовал и практически полный спектр автоматизируемых служб: авиакомпания (летные подразделения), авиационно-техническая база, аэропорт, служба управления воздушным движением. При этом во многих разработках участвовали и представители объектов. Фактически сложилось определенное сообщество разработчиков и потребителей авиатранспортных компьютерных систем. Выбранная стратегия позволила выстоять в период спада авиатранспортного производства.

Одновременно возникла необходимость объединения авиапредприятий в этой области, чтобы не допустить необратимого отставания от ведущих зарубежных авиаперевозчиков. Вопрос об объединении АП в данной области уже поднимался на совещании по комплексной АСУ "Аэропорт", проводившейся в 1992г. в г.Гомеле, на котором было предложено создать Ассоциацию Разработчиков и Потребителей Авиатранспортных Компьютерных Систем, которая обеспечивала бы сопровождение внедренных систем, организовывала совещания по обмену опытом и разработки больших систем. Определенная работа в этом направлении была проведена инициативной группой представителей АП, Академии ГА, НТФ "АвиаКС". Такой союз разработчиков и потребителей информационных систем должен был по замыслу объединить тех, чья судьба зависела, зависит и будет зависеть от авиатранспортного производства. Соответственно все системы, внедряемые через ассоциацию, создаются в самом "низу", на производстве в тесном взаимодействии с эксплуатационниками, поэтому они жизнеспособны. К тому же к разработкам привлекаются высококвалифицированные специалисты, имеющие большой опыт разработок и эксплуатации информационных систем в ГА. В 2000 г. ООО «НТФ АвиаКС» было зарегистрировано в г.Москве.

На протяжении всего периода существования «НТФ АвиаКС» участвовала в различных конференциях и совещаниях. В том числе регулярное участие в Международной конференции «Промышленные информационные технологии» (в 2001 проводилась XVII конференция). Осуществлялись публикации в различных изданиях, сейчас регулярно в сборнике «Проблемы транспорта» Международной академии транспорта. В рамках ассоциации проводились и проводятся совещания и семинары на базе Академии ГА (г.Ленинград). «НТФ АвиаКС» и некоторые АП являются также членами Ассоциации "ДИАМС-СОЮЗ", в настоящее время «фонд современных информационных технологий», объединяющей пользователей М-технологии. Надо отметить, что именно данная программная среда позволила сохранить все разработки независимо от средств вычислительной техники, работать в стандартах ANSI и ISO, обеспечить переносимость программных средств (более подробно в статье «информационные технологии»).

Ниже приведен список авиапредприятий, с которыми сотрудничала «НТФ АвиаКС» в разработке и внедрении информационных систем.

г.Сургут (Сургутский ОАО, в дальнейшем фирма «Сургутавиа» авиакомпании «Тюменьавиатранс»-базовый объект);

г.Уфа (авиакомпания «Башкирские авиалинии»-базовый объект);

г.Гомель (Гомельский ОАО – базовый объект);

г.Бишкек (авиакомпаниия «Кыргызстан Аба Жолдору» - базовый объект);

г.Магадан (ГУП «Аэропорт Магадан-56», авиакомпания «Мавиал», 2-й Магаданский ОАО);

г.Норильск (Норильский ОАО);

п.Хатанга (Хатангский ОАО);

г.Надым (Надымский ОАО);

г.Салехард (авиакомпания «Ямал»)

г.Чарджоу (Чарджоуский ОАО);

г.Самара (РГП «Волгааэронавигация»);

г.Н.Новгород (Нижегородский ОАО);

г.Минск (авиакомпания «Белавиа»);

г.Симферополь (авиакомпания «Крымавиа»);

г.Таллин (авиакомпания «Esti avia»).

Основное отличие базовых объектов в том, что они имели хорошую базу (техническую и исполнителей), позволяющую участвовать в совместных разработках.

Так как все информационные системы, внедряемые «НТФ АвиаКС» настраиваются и дорабатываются под конкретного заказчика, то цена на ИС договорная и зависит от состава решаемых задач и особенностей организационной структуры авиапредприятия. Условия оплаты могут быть различными (поэтапная, арендная и т.д.). В течение одного года гарантируется бесплатное сопровождение.

На начало
На домашнюю