[Дом] [История] [Новости] [Технологии] [АТБ] [УВД] [Аэропорт] [Авиакомпании] [Контакты]

 

Комплексная информационная система управления производством аэропорта (КИСУП «АРГУС»)

Введение

Отличие финансовой основы деятельности большинства аэропортов стран СНГ от зарубежных аэропортов заключается в том что на Западе аэропорты до 70% доходов зарабатывают на неавиационной деятельности (гостиницы, автостоянки, торговля и т.д.), поэтому они идут на то, чтобы предоставить часто летающим авиакомпаниям возможность оборудовать свои стойки и взять весь процесс оформления пассажира на себя. В странах СНГ таких аэропортов практически не было, они зарабатывают в основном на авиационной деятельности. Поэтому надо всеми силами бороться за услуги аэропорта. Сейчас некоторые разработчики информационных систем, не учитывая эти особенности наших аэропортов, начинают предлагать для внедрения в аэропортах различные системы регистрации, которые на самом деле являются системами управления отправками для авиакомпаний, а не системами для аэропорта. Так как в их основе лежат автоматизированные системы бронирования (АСБ), то связь с технологическими процессами аэропорта весьма условная. В то же время для информационных систем аэропорта не предоставляет особой сложности использовать информацию из АСБ (существует опыт подключения архива из АСБ «Gabriel» и «Сирена 2.3»). При этом можно подключать архивы из разных АСБ, так как авиакомпании сейчас практикуют раздельное хранение ресурсов.

В результате разделения единых авиапредприятий на отдельные структуры значительно усложнилась проблема актуализации суточного плана полетов. Этому способствует и динамично меняющийся, а по сути хаотичный процесс авиаперевозок. Если на Западе 90 % грузовых перевозок выполняется по расписанию, то в странах СНГ до 60% пассажирских перевозок выполняются как заказные, что сильно увеличивает динамику авиатранспортного процесса. Эти особенности так же не учитываются в предлагаемых системах управления отправками.

Предлагаемая КИСУП «АРГУС» является аэропортовой системой, где в основе лежит технология авиатранспортного процесса.

1.Назначение КИСУП «АРГУС»

КИСУП «АРГУС» предназначена для автоматизации управления технологическими процессами отправки пассажиров, багажа и груза, а также диспетчеризации производственного процесса в аэропорту и включает в себя следующие автоматизированные системы (АС):
-автоматизированная система планирования и оперативного информирования (АС «СОИ»);
-автоматизированная система управления отправками пассажиров и багажа (АС «РЕГИСТРАЦИЯ»);
-автоматизированная система обработки и предоставления статистической информации (АС «ВИТРИНА ДАННЫХ»);
-в разработке автоматизированная система управления почтово-грузовым комплексом (АС«ПГК») и информационная система управления ресурсами аэропорта.
Данные системы взаимосвязаны, но могут функционировать и как автономные информационные системы (ИС).

2.Краткие характеристики и особенности АС

В связи с разделением авиапредприятий на отдельные структуры изменились и функции, связанные с расписанием движения самолетов(РДС). Сейчас появились как бы две составляющие: для аэропорта и для авиакомпании, что усложнило задачу ведения РДС. Набор функций, формы представления информации и схемы взаимодействия для них отличаются. В то же время, так как авиатранспортный процесс единый, то эти составляющие должны существовать вместе. В результате анализа ситуации и практических проверок было разработано несколько внутренних стандартов представления РДС и их взаимная конвертация. Структура данных стандартов определялась как отношением к первичному источнику информации (формат ICAO или формат IATA), так и функциональным назначением.

Автоматизированная система планирования и оперативного информирования (АС «СОИ»).
Включает в себя следующие комплексы задач.
1.КЗ «Расписание» обеспечивает выполнение следующих функций:
-ведение необходимой нормативно-справочной информации;
-загрузка РДС из различных источников (ГЦ ППВД, ЦРТ);
-автоматическая корректировка по каналу АФТН (по телеграммам РПЛ);
-просмотр и коррекция РДС базового аэропорта;
-формирование и просмотр синхрона базового аэропорта;
-расчет загрузки аэропорта по РДС;
-формирование динамической страницы для отображения РДС в режиме «on-line» на сайте аэропорта;
-форматирование и печать рекламного РДС.
2.КЗ «ПДСП» обеспечивает выполнение следующих функций:
-ведение необходимой нормативно-справочной информации;
-формирование суточного плана полетов (СПП);
-оперативная корректировка СПП (в т.ч. по телеграммам из канала АФТН);
-формирование и выдача выписок СПП по службам;
-формирование технологических графиков обслуживания рейсов;
-формирование динамической страницы для отображения СПП по прилетам/вылетам в режиме «on-line» на сайте аэропорта;
-формирование и выдача статистической отчетности по регулярности полетов.
Главная задача - поддержание суточного плана полетов(СПП) в актуальном состоянии, что позволяет контролировать ситуацию и оперативно вмешиваться в производственный процесс. Так как первичными источниками информации для СПП являются различные службы аэропорта, то и процесс корректировки СПП распределен по реквизитам СПП между различными исполнителями служб. Это выдвигает требования к жесткой синхронизации процесса корректировки и высокого быстродействия системы. Что и было реализовано в КЗ «ПДСП».
Дистанционный ввод данных по обслуживанию ВС в режиме on-line: Техкарта
3.КЗ «Диспетчер СОП» обеспечивает выполнение следующих функций:
-ведение необходимой нормативно-справочной информации (весовые характеристики ВС, нормы багажа, компоновка ВС и т.д.);
-ведение необходимой плановой информации (распределение стоек регистрации, выходов, начало регистрации и посадки и т.д.);
-формирование и печать сводной загрузочной ведомости (СЗВ);
-взаимодействие с КЗ «ЦЕНТРОВКА».
4.КЗ «ТАБЛО» обеспечивает выполнение следующих функций:
-формирование необходимой информации для служб аэропорта и пассажиров;
-оперативное управление информационными табло.
5.КЗ «ЦВР» обеспечивает выполнение следующих функций:
-ведение необходимой нормативно-справочной информации (тарифы, ставки сборов и т.д.);
-формирование и выдача актов о выполненных услугах (типа формы «С» по приказу 71), а также в случае необходимости счетов на оплату за обслуживание в аэропорту;
-формирование реестра актов за период;
-формирование реестра плановых доходов за обслуживание по авиакомпаниям.

Автоматизированная система управления отправками пассажиров и багажа (АС «РЕГИСТРАЦИЯ»)

Предназначена для минимизации ручного труда в процессе регистрации пассажиров и багажа, обеспечения контроля полноты отчетной информации, улучшения финансового результата работы службы. Поставленные цели достигаются за счет реализации следующих функций:
-ведение необходимой нормативно-справочной информации;
-регистрация пассажиров по участкам маршрута рейса с указанием конечного пункта следования транзитных пассажиров;
-учет пассажиров по категориям (бизнес класс, депутаты, пассажиры VIP и др);
-обеспечение уникальности регистрационных номеров при регистрации одного рейса с нескольких стоек;
-регистрация веса багажа пассажиров или группы, в т.ч. автоматически с электронных весов;
-снятие пассажира;
-снятие мест багажа;
-расчет веса платного багажа;
-регистрация номеров багажных бирок с проверкой на уникальность и ошибочную засылку багажа;
-регистрация пассажиров по списку из автоматизированных систем бронирования («Сирена 2000», Сирена 2.3, «GABRIEL» и т.д. в виде PNL), а также представленному в любом текстовом виде, в т.ч. и по телеграммам из АФТН;
-размещение пассажиров в салоне по плану ВС в с учетом групп, аварийных выходов и пожеланий пассажиров, в т.ч. по данным из PNL;
-подсчет итоговой загрузки ВС ;
-печать пассажирского манифеста по участкам маршрута (с логотипом аэропорта или авиакомпании) как стандартного, так и специфического по запросу авиакомпании;
-печать багажной ведомости по маршрутам следования багажа как полной, так и по трансферным пассажирам;
-печать багажных бирок на технологическом принтере типа IER 508 с указание данных регистрации и из PNL;
-печать посадочных талонов на технологическом принтере типа IER 508 с указание данных регистрации;
-оперативная рассылка телеграмм по итогам регистрации, определенных ИАТА, в другие аэропорты и авиакомпании;
-мониторинг (отображение результатов регистрации в режиме on-line на компьютере специалиста с соответствующим правом доступа).
Регистрация рейсов производится на основании единого для всех пользователей суточного плана полетов (СПП), сформированном автоматически на основе расписания движения самолетов (РДС) аэропорта и оперативной информации по движению воздушных судов из канала AFTN.

Автоматизированная система обработки и предоставления статистической информации (АС «ВИТРИНА ДАННЫХ»).
Обеспечивает выполнение следующих функций:
-корректировка и контроль СЗВ;
-ввод информации по изменениям в последнюю минуту;
-ввод информации по рейсам, регистрируемым по упрощенному методу регистрации;,br> -формирование отчетов по авиакомпаниям, направлениям, сменам, суткам, месяцу, статистический отчет ИАТА.
Для повышения оперативности и анализа на основании накопленной в процессе эксплуатации информации, поддерживается простая и удобная для использования неспециалистами в области вычислительной техники база данных.
Для каждого отправленного или прибывшего рейса по каждому участку маршрута (смежного с базовым аэропортом) имеется следующая информация:
• дата выполнения рейса;
• номер рейса;
• авиакомпания-перевозчик (наименование и код);
• вид расписания (международное, местное, чартерное);
• тип воздушного судна;
• номер воздушного судна;
• количество перевезенных пассажиров: ВЗР+РБ, РМ, из них VIP и депутаты, бизнес-класс, количество транзитных пассажиро;
• багаж: вес, количество мест, вес платного багажа, количество транзитного багажа;
• груз: вес груза общий, вес транзитного груза;
• и др.
Существует возможность выдачи любых форм и отчетов по любым запросам средствами MS Office.

В состав КИСУП «АРГУС» может быть включена автоматизированная система для службы спецавтотранспорта (АС «ССТ») и автоматизированная система спецконтроля (АС «КОНТРОЛЬ»), предназначенная для автоматизации процессов контроля на участках линейного отдела милиции (ЛОМ), поста Государственного таможенного комитета России (ГТК РФ), контрольно-пропускного пункта Федеральной пограничной службы (КПП ФСП) и службы авиационной безопасности (АБ).

Особенности реализации КИСУП “АРГУСА” заключаются в следующем.
1.Информационная база хранит только существующие данные, что сокращает объем базы на порядок по сравнению с другими реализациями.
2.Глубокий синтаксический и семантический контроль при вводе данных позволяет осваивать работу с КИСУП “АРГУС” пользователям с различной степенью подготовленности.
3.КИСУП “АРГУС” относится к классу “открытые системы”, что позволяет достаточно легко сопровождать и дорабатывать ее силами персонала эксплуатанта.

Заинтересованным авиапредприятиям может быть предоставлена более подробная информация (перечень задач с выходными формами).

На начало
На домашнюю